ФИЛОСОФИЯ С.Л. ФРАНКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО НИКАКОЙ "АБСОЛЮТНОЙ МОРАЛИ" БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ ВНУТРЕННЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НЕЗАВИСИМЫ, А ЗАМЕНА ПРАВА НА МОРАЛЬ ПОРОДИТ КАТАСТРОФУ:
"Современная наука о морали приходит к убеждению,
что совокупность переживаемых людьми моральных
чувств и признаваемых ими моральных принципов не
поддается сведению на единую верховную аксиому, из
которой все они вытекали бы, как выводы из логической
посылки. Не существует никакого единого морального
постулата, исходя из которого можно было бы развить
логическую систему нравственности так, чтобы она
охватывала все без исключения суждения, подводящие явления
под категории «добра» и «зла». Нельзя распутать
сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало
одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких
переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей К
Задача науки о морали может заключаться только в том,
чтобы отделить каждую из этих нитей от других и
показать, каким образом они сплетаются в живую ткань
моральной жизни. Совокупность моральных идей и
чувств может быть сведена, таким образом, только к
ряду независимых друг от друга основных принципов.
Каждый из последних служит внутренней основой
целой массы явлений морали и дает начало особой
замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от
друга уже не зависят и потому не обосновывают один
другого. Наоборот, каждый из них в качестве моральной
аксиомы вступает в коллизию со всеми остальными и
ведет с ними борьбу за абсолютное верховенство в
царстве морали." (Франк С.Л. Сочинения М.,1990 )
Например, формальный, жесткий мир права, с присущим ему принуждением и одновременно узаконением эгоизма, лишь на первый, непосвященный взгляд подрывает начала свободы и любви, образующие основу нравственной жизни. Любая попытка отменить право, не считаться с ним, полагаясь во всем на нравственность и проводя ее последовательно и строго в жизнь, заключает он, приводит к результатам еще худшим, чем правовое состояние.