С.Л. ФРАНК О СВОБОДЕ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВАНИЯХ МОРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА "Личность прежде всего требует себе неприкосновенности и свободы. Государство не может быть неограниченным властителем над личностью; оно должно быть ограничено вечными и ненарушимыми ее правами, вытекающими из ее нравственного значения. Жизнь духа должна быть свободна и неприкосновенна; мысль и совесть не могут находиться под властью людей — они подчинены лишь своему собственному верховному суду и лишь перед ним повинны отчетом. Старая античная идея полного поглощения личности государством, растворения без остатка всех духовных сил и помышлений в механизме государственной власти — эта идея, следы которой еще так сильны и в наших учреждениях, и в наших умах,— противоречит современному нравственному сознанию и должна быть отвергнута решительно и безусловно. Свобода совести и мысли, свобода устного и печатного слова, свобода идейного и практического общения в собраниях и союзах суть неотъемлемые права личности, вытекающие из основного ее права на Самоопределение и свободное развитие. Эти свободы не суть простые средства политической борьбы, боевые позиции, выигранные демократией у старого режима; какова бы ни была форма власти, в чьих руках бы она ни находилась и как бы искренно она ни руководилась интересами народного блага, действительными потребностями большинства— она не вправе приносить в жертву своей цели эти неотъемлемые права личности. Личность стоит выше государства, и никакое государство не может смотреть на нее только как на свое орудие. В этом отношении всякая диктатура, от кого бы она ни исходила и какими бы соображениями ни руководствовалась, одинаково безнравственна и недопустима. Право должно служить обеспечению свободы, и всякий порядок, убивающий свободу, противоправен и беззаконен." (Франк С.Л. Сочинения. М.,1990) Фото: картина Пантюхина Д. "Философский пароход".